Центр исторического наследия ЮУЖД

Паровоз Черепановых

Первый в России паровой локомотив был построен в августе 1834 года нашими земляками-уральцами, выдающимися русскими механиками Ефимом Алексеевичем и Мироном Ефимовичем Черепановыми.

"Пароходный дилижанец" - так называли локомотив авторы - был предназначен для перевозки руды с горы Высокая на Выйский медеплавильный завод (входил в состав Нижнетагильских заводов, принадлежавших известным уральским заводчикам Демидовым). Весила новая машина две с небольшим тонны, но могла при этом вести состав весом в 3,3 тонны со скоростью до 16 километров в час. Передвигался "пароходный дилижанец" по специальным "колёсопроводам" из чугуна длиной 854 метра.

Год спустя Черепановы разработали вторую, более совершенную модель "сухопутного парохода". На нем можно было перевезти уже 17 тонн груза.

К сожалению, их новинка не пользовалась достаточной поддержкой со стороны хозяев завода, а правительство отнеслось к дороге Черепановых и вовсе с безразличием. В итоге новых разработок не появилось. Однако труд, вложенный в создание локомотива талантливыми самоучками, не пропал даром: в России были созданы предпосылки для развития нового вида транспорта.

 

 

screenRenderTime=0