Центр исторического наследия ЮУЖД

Сигнальный колокол со станции Челябинск Самаро-Златоустовской железной дороги

Отлит на заводе И.А. Привалова в Нижнем Новгороде в конце XIX века. Вес – более 20 кг. Изготовлен из сплава различных металлов, в том числе бронзы. Изначально находился на станции Маук, потом – на станции Челябинск. В 1950-1980-е годы использовался для оповещения пассажиров о прибытии и отправлении поездов на Малой Южно-Уральской железной дороге в Челябинске. Именно он возвестил об отправлении первого поезда 31 июля 1949 года.

К 60-летию Челябинского отделения ЮУЖД, в 1994 году, на колоколе была выполнена специальная гравировка. Затем он был передан в Музей истории Южно-Уральской железной дороги на вечное хранение.

В свое время именно колокола извещали пассажиров о прибытии и отправке поездов. Звонили они в соответствии со служебным приказом: соответствующий порядок был установлен особым циркуляром управления железных дорог, изданным в мае 1900 года. В частности, железнодорожникам предписывалось, вместо применявшегося ранее частого звона, извещать пассажиров о прибытии и отправке поезда определенным количеством ударов. Один удар – приближение поезда. Два удара – прибытие и посадка. Три удара – отправление поезда. За третьим ударом также следовала трель кондуктора, потом свисток паровоза, и после этого поезд немедленно приводился в движение.

С радиофикацией железнодорожных станций, которая началась с 20-х годов прошлого века, надобность в сигнальных колоколах постепенно отпала.

 

 

screenRenderTime=1