Центр исторического наследия ЮУЖД

Вагоны I класса

Первые пассажирские вагоны в России были собраны в середине XIX века на Александровском заводе Санкт-Петербурга. Высший свет получил возможность путешествовать по железным дорогам с комфортом.

В вагонах I класса Петербург-Московской железной дороги были массивные широкие кресла с высокими спинками. Для отделки рам окон и дверей использовалось красное дерево, для отделки стен – дуб или ясень. Ручки сверкали начищенной медью, латунью или бронзой. Обивка диванов отличалась высоким качеством и богатой декоративной отделкой. Спальные места в вагонах впервые появились в 1866 году. В 1871 году пассажирам начали выдавать постельное бельё и подушки.

Первые вагоны имели практически сплошное остекление. Это позволяло пассажирам в полной мере наслаждаться поездкой. Однако в холодное время года – ввиду отсутствия в вагонах отопления – такая конструкция создавала определенные неудобства. Поэтому была предусмотрена специальная вагонная прислуга. В ее обязанности входило поддержание огня в жаровнях, расположенных в отдельных помещениях. На этих жаровнях нагревали кирпичи, которые затем укладывали в железные ящики. Далее их размещали под диванами или – по желанию пассажиров – у них под ногами.

С 1879 года вагоны окрашивались строго по классам: I класс – синие, II – жёлтые либо светло-коричневые, III – зелёные, IV – серые. На кузов вагона дополнительно наносились обозначение дороги, тип вагона, его класс, число мест, система тормоза. Также обязательно присутствовали герб Российской империи и символика Министерства путей сообщения.

 

screenRenderTime=1