Центр исторического наследия ЮУЖД

Строительство бронепоездов

В годы Великой Отечественной войны работники ЮУЖД, помимо основной работы, выполняли непосредственные заказы фронта. Так, в конце 1941 года железнодорожники получили срочное задание Государственного Комитета Обороны - построить пять бронепоездов. Два из них изготовили челябинцы, еще два - оренбуржцы и один - петропавловцы. Кроме этого, в Челябинске должны были соорудить 20 бронеплощадок.

Строители бронепоездов объявили себя военно-трудовыми подразделениями, выдвинув девиз: "В труде как в бою". Задача перед ними стояла непростая: отсутствовал опыт в строительстве, не хватало материалов. Однако работы начались без промедления.

В паровозном депо Челябинск бронировались два паровоза серии Ов. Ни один рабочий не покидал трудовую вахту и после смены без разрешения мастера. Люди трудились по 14 и более часов. Рабочие, жившие на линейных станциях, неделями не выезжали домой, отдыхали в специально приспособленных вагонах. Командиры-паровозники по 3-5 суток не уходили со строительной площадки.

Деньги на строительство бронепоездов собирали всем миром: на эти цели, в то числе, были направлены средства, заработанные в ходе субботников и воскресников. Так, 11 и 14 января 1942 года на субботники и воскресники вышли свыше 10 тысяч железнодорожников и членов их семей. Весь заработок они передали на строительство бронепоездов и поездов-бань.

Металл поставляли с Магнитогорского металлургического комбината. Там перед самой войной металлурги и строители возвели новый прокатный цех, где был установлен уралмашевский блюминг – тот самый, на котором магнитогорцы откатают первую бронированную сталь.

Работы по строительству бронепоезда № 1, названного "Челябинский железнодорожник", были закончены к 24 декабря 1941 года, а 27 декабря 1941 года был готов бронепоезд №2, получивший имя "Южноуральский железнодорожник". Коллектив строителей бронепоездов дополнительно оборудовал ещё два вагона-кухни и два вагона для бойцов.

Бронеплощадки строили в вагонном пассажирском депо Челябинск. Работники вагоносборочного цеха были переведены на казарменное положение. Им выдали фотографии с изображением общего вида бронеплощадок и приблизительный план, содержащий некоторые размеры. Бронелисты размером 9х3 м разгружали и транспортировали вручную. Испытывали бронеплощадки на ст. Баландино. Там организовали полигон, где пристреливали пушки, установленные на платформах, и одновременно производили обстрел самих поездов – так их проверяли на прочность.

В паровозном депо станции Петропавловск был построен бронепоезд "Североказахстанец".

Работники вагоноремонтного пункта Златоуст на собственные средства построили банно-дезинфекционный поезд № 28, который успешно обслуживал фронтовиков на одном из участков Калининского фронта. Ежедневно в поезде-бане мылись сотни бойцов и командиров Красной Армии.

8 марта 1942 года на митинге, состоявшемся на перроне станции Оренбург, трудящиеся Чкаловской области и железнодорожники передали Красной армии 36-й бронедивизион в составе двух бронепоездов. Им присвоили имена "Оренбургский железнодорожник" (№ 717) и "Вперёд, на Запад!" (№ 731). Бронепоезда на фронт повели опытные машинисты. Они стали активными участниками ожесточённых боёв с немецко-фашистскими захватчиками. 1 мая первый бронепоезд принял боевое крещение на Брянском направлении, под Мценском. За этот бой дивизион получил благодарность от командования фронта.

 

 

screenRenderTime=1