Центр исторического наследия ЮУЖД

Челябинская детская железная дорога

В 1939 году комсомольцы Второй железнодорожной школы выступили с инициативой построить в Челябинске детскую железную дорогу. Ее проектирование началось осенью того же года. Молодые инженеры провели изыскательские работы на будущей трассе ДЖД, а архитекторы подготовили проекты станционных зданий.

Строительство началось 12 мая 1940 года. К началу лета 1941 года малая магистраль была почти готова, и железнодорожники даже назначили предварительную дату ее открытия - первое воскресенье августа, Всесоюзный день железнодорожника. Однако церемония не состоялась: началась Великая Отечественная война. Более того, уже уложенные рельсы вскоре были частично разобраны и вывезены – они потребовались дороге для решения оперативных задач.

По окончании войны средства на возобновление строительства малой магистрали нашлись не сразу: железнодорожники приступили к восстановлению ДЖД только в 1949 году. Долгожданное открытие состоялось 31 июля 1949 года. В то время протяжность магистрали составляла всего 700 метров; дорога не располагала средствами сигнализации и связи.

Спустя четыре года была произведена серьезная реконструкция объекта. Уже к августу 1953 года длина магистрали увеличилась до 2 километров, появилась электрожезловая система.

В 1961 году на малой магистрали была построена станция Пионерская, а общая протяженность путей возросла до 4 километров. К началу 1970-х годов электрожезловую систему заменила полуавтоматическая блокировка, появлялась электрическая централизация. К концу 1980-х годов длина Малой ЮУЖД увеличилась еще на 1 километр, около выхода из парка Гагарина появилась станция Звездная.

В 1988 году Малая Южно-Уральская железная дорога была официально переименована в Челябинскую детскую железную дорогу, но ее старое название применяется до сих пор.

В 1995 году, не выдержав кризиса, ДЖД закрылась. Однако спустя два года, в 1997-м, она вновь начала свое движение, правда, только на маршруте протяженностью 2,3 километра. В августе 1998 года, после улучшения экономической ситуации, были восстановлены все станции, и длина ДЖД вновь увеличилась до почти 6 километров (в таких границах дорога остается и по сей день).

В 2009 году ЮУЖД выделила средства на капитальную реконструкцию детской магистрали. Вместо деревянных шпал и старых рельсов были уложены бетонные шпалы и новые рельсы тяжелого типа. Преобразились и все станции ДЖД. Также были закуплены 2 новых локомотива ТУ7А и 6 красивых вагонов. Челябинская детская железная дорога полностью обновилась. Летом 2013 года на детскую дорогу также поступил еще один новый локомотив – ТУ10-015. Сегодня ДЖД практически полностью оборудована двусторонней полуавтоматической блокировкой, стрелки включены в электрическую централизацию.

Ежегодно на малой магистрали постигают азы железнодорожных профессий сотни мальчиков и девочек; зимой они упорно изучают теорию, а летом успешно применяют полученные знания на практике. В дальнейшем многие из них поступают в специализированные вузы и техникумы и становятся железнодорожниками.

 

 

screenRenderTime=1