Цифровая станция.jpg

Станция Челябинск-Главный Южно-Уральской магистрали вошла в проект ОАО «РЖД» «Цифровая станция». Для приведения ее технологического комплекса к цифровой модели здесь будет реализован ряд проектов по внедрению «умных» систем, позволяющих производить ряд операций с грузовыми поездами и вагонами в автоматическом режиме без участия человека. В результате значительно повысится эффективность и безопасность работ. Поступающие вагоны будут быстрее формироваться в новые составы.

Система контроля перемещения вагонов и локомотивов позволит в реальном времени фиксировать их передвижения на станции, передавать информацию о начале и завершении технологических операций. Закрепление грузовых составов будет происходить автоматически. На рабочих местах дежурных по сортировочной горке появятся «интеллектуальные пульты». Система контроля инвентарных номеров вагонов позволит распознавать и считывать их номера, благодаря чему увеличится скорость и точность идентификации составов.

Постепенно все стандартные перемещения маневровых локомотивов в пределах сортировочного парка станции будут происходить без непосредственного участия машиниста. Уже сегодня некоторые виды станционных работ (надвиг состава на горку, окончание роспуска, передвижение маневрового локомотива в пределах технического парка) выполняются под управлением компьютера по показаниям датчиков.

Станция Челябинск-Главный является полигоном для отработки новых технологий на Южно-Уральской железной дороге. Она самая крупная на ЮУЖД и одна из важнейших сортировочных станций на Транссибирской магистрали. В течение трех последних лет здесь на двух сортировочных горках были внед­рены системы автоматизации и технология параллельного роспуска, благодаря которой стало возможно работать одновременно с двумя грузовыми составами, поступающими на станцию. В результате увеличилась перерабатывающая способность сортировочной горки и скорость продвижения вагонов. В настоящее время Челябинск-Главный является единственной станцией на сети железных дорог страны, где в автоматизированном режиме применяется параллельный роспуск вагонов сразу на двух сортировочных системах – четной и нечетной.

За последние годы здесь автоматизировали ряд производственных операций, что позволило передать компьютерным системам часть повседневной работы персонала по формированию грузовых поездов. Следующий шаг – автоматизация процессов, которые, как раньше считалось, могут выполняться исключительно человеком.

В рамках комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога» в 2020-2021 гг. на станции Челябинск-Главный внедряется интегрированный пост автоматизированного приёма и диагностики подвижного состава на сортировочных станциях (ППСС). 

Интегрированные посты автоматизированного приема и диагностики подвижного состава на сортировочной станции (ППСС) на станции Челябинск-Главный», расположены на следующих участках: Пост 132 км – Баландино (133 км 6 ПК), Потанино - Козырево (2118 км 7 ПК), Еманжелинск - Красноселка (36 км 3 ПК), Бижеляк - Аргаяш (187 км 5 ПК), Бишкиль-Полетаево-1 (2065 км 3 ПК).

В настоящее время в состав интегрированных постов входят следующие системы:

  • подсистема автоматизированного визуального контроля технических характеристик подвижного состава «Техновизор»,
  • подсистема распознавания инвентарных номеров вагонов (УС АРНВ);
  • подсистема лазерного контроля отрицательной динамики и габарита (ЛКПС);
  • подсистема считывания информации с бортовых устройств контроля состояния подвижного состава и груза (СИБУК);
  • подсистема контроля веса и вертикальных динамических нагрузок (СЖДК).
  • Кроме того, на участке Бишкиль-Полетаево-1 дополнительно интегрированы пост акустического контроля (ПАК) и комплекс технических измерений (КТИ).

В августе 2021 года начата опытная эксплуатация интегрированного поста автоматизированного приема и диагностики, ввод в эксплуатацию которого намечен на 4 квартал 2021 года.