Социальная политика

454091, г. Челябинск, пл. Революции, 3

Телефоны: (351)268-28-75, (351)268-44-18, (351)268-32-57, (351)268-24-22

Факс: (351)268-22-53

Интернет-сайт: http://www.profgd.ru

 

иконка new Коллективный договор ОАО "РЖД" на 2017-2019 гг.

Роспрофжел

История дорпрофсожа ЮУЖД

На I съезде железнодорожников 20-21 апреля 1905 года в Москве были приняты "Платформа" и "Устав Союза", в которых определены цели и задачи профсоюза. И цель эта остается неизменной: защита материальных, правовых, культурных и служебных интересов трудящихся.

С первых дней Февральской революции 1917 года профсоюзное движение на транспорте активизировалось. Железнодорожники все больше убеждались в том, что единственным защитником их интересов являются профсоюзные комитеты мастеровых и рабочих. В декабре 1917 года прошел Чрезвычайный Всероссийский железнодорожный съезд, который принял к исполнению декреты Советской власти, выделил коллегию Народного комиссариата путей сообщения.

В годы гражданской войны правительство принимает меры по спасению железнодорожного транспорта. Вся работа была подчинена интересам фронта. При этом особая роль отводилась профсоюзам. При профсоюзных организациях на местах создаются комиссии содейст­вия Красной Армии, принимающие активное участие в проведении мобилизации и комплектования частей Красной Армии. В это тяжелое время в депо Москва - Сортировочная рождается Великий почин. Железнодорожники стали зачинателями коммунистических суб­ботников. Например, звание лучших паровозных машинистов СССР на 11-м Всесоюзном конкурсе паровозных бригад получили машинисты Челябинского депо Подрубаев и Нищих.

Гражданская война, иностранная интервенция привели Россию к невиданной разрухе. Профсоюзы включились в восстановление хозяйства и особенно транспорта. Их деятельность направлена на решение вопросов, связанных с производством, под лозунгом ударничества и соревнования, внедрения передового производст­венного опыта. К осени 1939 года в социалистическом соревновании участвует свыше 80% железнодорожников. Внимание профсоюза концентрируется на решении вопросов, связанных со строительством жилья для железнодорожников, их обустроенностью и бытом. Южно-Уральская магистраль с начала 30-х годов стала приобретать особое народнохозяйственное значение, так как связывала центральные районы страны с Уралом и Сибирью, где происходило развитие тяжелой индустрии. Впервые в 1934 году дорожную профсоюзную организацию возглавил М.М. Бретт.

В годы Великой Отечественной войны работу железнодорожников можно назвать подвигом. Внезапность нападения врага, его продвижение вглубь страны создали чрезвычайное напряжение в работе транспорта. В те дни, когда решался исход битвы за Москву, Сталинград, ответственные профсоюзные работники встали на самые трудные участки. Они были организаторами соревнования за скоростное продвижение воинских грузов. При участии профсоюзных комитетов на железнодорожных узлах и предприятиях создавались боевые дружины народного ополчения, формировались бригады бронепоездов. В суровые военные годы на транспорте по инициативе профсоюза были возрождены субботники и воскресники, ор­ганизовывали сбор средств на строительство танков, самолетов и других видов вооружения. В Челябинской области сбережения шли на строительство танковой колонны "Челябинский комсомолец" и бронепоездов. Южно-Уральская железная дорога продолжала обслуживать местную промышленность - исполнять роль "внутрицеховых" коммуникаций "железного сердца" страны". 667 предприятий было эвакуировано на Урал, из них 260 - в Челябинскую область, и они не прекратили работать с наступлением мира. Профсоюз ЮУЖД в годы войны был надежной опорой трудящимся на всех участках трудового фронта, организатором масс, защитником их жизненных интересов.

Закончилась Великая Отечественная война, и профсоюзные ор­ганизации железнодорожников включились в огромную титани­ческую работу по восстановлению разрушенного железнодорожного хозяйства. Росли потребности в перевозках, а возможности транс­порта были ограничены: не хватало подвижного состава, была низкой про­пускная способность станций, подвергшихся оккупации. Несмотря на эти трудности, работники транспорта взяли обязательство досрочно выполнить задание пятилетки. В то послевоенное время профсоюзы поддержали многие патриотические начинания. В их числе почин машинистов депо Курган Героя Социалистического Труда И. Блинова, который в 1948 году выступил с предложением работать зимой по нормам летнего графика; инициатива машиниста депо Златоуст Куприянова, работавшего на горных участках на смеси тощих и жир­ных углей.

На железнодорожном транспорте происходят большие пере­мены: электрификация железных дорог, замена паровозной тяги электровозами и тепловозами. На Южно-Уральской дороге этот процесс начался осенью 1945 года, когда первые электровозы пошли от Челябинска до Златоуста. Нельзя не отметить положи­тельную роль профсоюзных организаций в деле развития тех­нического прогресса и реконструкции железнодорожного транс­порта, переподготовки кадров и их обучении. Характерной чертой тех лет является все возрастающая ориентация деятельности профсоюзных организаций на решение общеотраслевых воп­росов, связанных с совершенствованием системы оплаты труда, условий и охраны труда, медицинского, торгово-бытового и культурного обслуживания железнодорожников и транспортных строителей. Профсоюз контролирует выполнение Планов жилищ­ного строительства. В 50-х годах в локомотивном депо Москва-Сортировочная зародилось новое движение - движение за коммунистический труд, проводится соревнование за скоростное движение поездов, соревнование по профессиям.

Профсоюз уделял внимание не только профессиональной дея­тельности работников, но и вопросам воспитания тружеников. Сооружаются Дворцы спорта, культуры, бассейны, базы отдыха, стадионы. При участии дорпрофсожа ЮУЖД, местных комитетов укрепляется физкультурно-спортивная база железнодорожников, растут ряды членов ДСО "Локомотив". В Челябинске построены Дворец культуры железнодорожников (1959 г.), здание железно­дорожного техникума, вокзала ст. Челябинск (1965 г.). При участии профсоюза решаются задачи медицинского обслуживания тружеников. Расширяется сеть больниц и поликлиник.

1950-60-е годы на Южно-Уральской были временем непрерывного подъема эксплуатационной работы дороги на основе успешного осуществления технического прогресса и совершенствования технологии перевозок. В 60-е годы растет участие профсоюзов в организации движения рационализаторов и изобретателей.

В последующие годы продолжается интенсивный поиск ре­зервов по дальнейшему подъему работы железнодорожного транспорта и транспортного строительства. В1980-85 годы профсоюз направляет усилия на повышение трудовой и творческой активности трудовых коллективов, обобщает и внедряет опыт трудовых починов передовых коллективов.

1985 год - год начала перестройки в обществе. Важным собы­тием стало открытие движения поездов на всем протяжении Байкало-Амурской магистрали. 1989 год был ознаменован крутым поворотом в деятельности профсоюзных организаций, положено начало пе­реориентации работы профсоюза, усилению его защитных функций.

Переход к рыночной экономике изменил всю систему соци­альных отношений в стране. Крупным завоеванием профсоюза стало заключение отраслевых тарифных соглашений. От прямого противостояния, конфронтации и митинговой практики до социального партнерства с работодателем - таков был диапазон форм и средств в борьбе за права и интересы железнодорожников.

1 октября 2003 года было создано открытое акционерное общество "Российские железные дороги". Российский профсоюз железно­дорожников и транспортных строителей и руководство акционерного общества 22 июля 2004 года заключили Соглашение о социальном партнерстве, которое призвано регулировать отношения между работниками и работодателями. Одна из задач социального партнерства - поддержание уровня социальной защиты железно­дорожников и членов их семей.

С 1994 года дорожную профсоюзную организацию Южно-Ураль­ской железной дороги возглавляет Виталий Орешков. Принятые обязательства дорожного коллективного договора ежегодно выполняются. На дороге сохранены учреждения образования, культуры и спорта, санатории-профилактории. В культучреждениях дороги создано око­ло 100 коллективов художественного самодеятельного творчества, в которых занимаются свыше 3,5 тысячи железнодорожников и членов их семей. Более 37 тысяч человек являются читателями библиотек. В 103 спортивных клубах и секциях занимается свыше 20 тысяч детей. В санаториях-профилакториях сегодня поправляют здоровье более 12 тыс. железнодорожников, около 14 тыс. детей работников ЮУЖД -филиала ОАО "РЖД".

Процесс акционирования отрасли добавил значимости и внес коррективы в деятельность профсоюза. 21 октября 2004 Года в Москве, в Центральном доме культуры железнодорожников, состоялась Пер­вая конференция работников открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по заключению Генерального коллективного договора на 2005 год. Этот документ, вобравший в себя обязательства сторон - работника, работодателя и профсоюза, - будет регулировать социально-трудовые отношения компании, нацелит всех и каждого, прежде всего, на эффективную и качественную работу, поможет решать общие задачи.

Профсоюз постоянно совершенствовал свою деятельность, учи­тывая условия жизни страны: были ли это суровые военные годы или мирные времена. Профсоюз претерпевал и структурные изменения. Несколько раз менялось название организации, но основная цель - забота о тружениках магистрали - не изменится и в следующие 100 лет.

screenRenderTime=2