85-летие ЮУЖД

 

Схема ЮУЖД 1934

Как менялись границы дороги

Южно-Уральская железная дорога появилась на карте стальных магистралей СССР в 1934 году. В соответствии с приказом Народного комиссара путей сообщения А.А. Андреева от 4 января 1934 года № 7/Ц "О разделении Пермской ж. д." предписывалось разделить Пермскую железную дорогу на две дороги: Пермскую в составе Пермского, Чусовского, Красноуфимского, Свердловского, Тюменского, Тагильского районов с управлением дороги в г. Свердловске и Южно-Уральскую в составе Челябинского, Курганского, Троицкого и Златоустовского районов с управлением дороги в г. Челябинске.

Эти четыре района, называемые также "эксплоатационными отделениями", вскоре дополнились еще четырьмя: Карталинским, Нязепетровским, Уфалейским и Синарским. Общая эксплуатационная длина путей всей Южно-Уральской дороги в 1934 году составила 2331 км, что почти в 2 раза меньше сегодняшней цифры.

Примечательно, что раздельные пункты на границах с соседними дорогами у "эксплоатационных отделений" зачастую отличались от нынешних. Так, например, Курганское отделение стыковалось с Омской железной дорогой по разъезду Надзор (перед ст. Макушино), Троицкое отделение заходило на 160 км на территорию Казахской ССР, простираясь до ст. Кустанай, Уфалейское и Синарское граничили с Пермской железной дорогой по разъездам Арамиль и Кодинский соответственно. Таким образом, вновь образованная Южно-Уральская магистраль вобрала в себя участки Омской, Пермской, Самаро-Златоустовской и Троицкой железных дорог.

Более 20 лет с момента образования Южно-Уральская железная дорога не меняла внутренних границ, однако в течение нескольких лет внутри дороги произошли серьёзные изменения. В 1955 году Нязепетровское отделение было ликвидировано, а его хозяйство вошло в состав НОД Златоуст. В 1957 году в состав Челябинского вошло Уфалейское отделение. В 1959 году Синарское отделение отошло к Свердловской железной дороге. Наконец, в марте 1960 года Троицкое отделение было присоединено к Карталинскому, исчезнув со схемы ЮУЖД.

Принимая во внимание сложившиеся за долгие годы хозяйственные связи смежных экономических регионов, а также основные показатели работы соседних железных дорог, было решено изменить границы Южно-Уральской магистрали. С разницей в два года ЮУЖД "приросла" Петропавловским отделением (1961 год) с востока и огромным Оренбургским (1963 год) с юго-запада, которые были переданы в подчинение Челябинску из состава Омской и Куйбышевской дорог соответственно. С тех пор границы Южно-Уральской за счёт других дорог не менялись.

 

 

screenRenderTime=1