О дороге

Музей под открытым небом

Музей истории ЮУЖД

Нам – по пути! Железнодорожное путешествие в прошлое

На протяжении более 40 лет основным хранителем истории Южно-Уральской магистрали, своеобразной связующей нитью между ее прошлым и настоящим является Музей истории ЮУЖД.

Музей истории ЮУЖД_основатель_1

Собирая, сохраняя, изучая и экспонируя рельсы и станционные колокола, жестяные фонари и сигнальные рожки, день за днем создается многогранная летопись свершений Южно-Уральской железной дороги как неотъемлемой части истории железнодорожного транспорта России.

Создание музея началось по инициативе ветеранов и партийной организации дороги.

Музей истории ЮУЖД_открытие_2

"Отцом" музея по праву считается инженер-путеец Александр Иванович Козырев, который на протяжении многих лет выполнял функцию заведующего музеем, заложив его основы.

Открытие первой экспозиции состоялось 7 декабря 1973 г. в здании Дворца культуры железнодорожников. В 2004 г., накануне 70-летия Южно-Уральской железной дороги, музей обрел новую прописку в здании по улице Цвиллинга.

На сегодняшний день в фондах музея насчитывается более 17 тысяч экспонатов. Повествование о мире железных дорог и судьбах людей начинает удар в старинный колокол, открывающий выставку. Когда-то он был основным стационарным колоколом станции Чернявской Западно-Сибирской железной дороги, подавал сигналы отправления и прибытия поездов.

Музей истории ЮУЖД_паровоз_3

Музей истории ЮУЖД_колокол_4

Экспозиция музея построена по хронологическому принципу. Первый в истории нашей страны паровоз был создан для перевозки руды с рудника на медеплавильный завод в г. Нижний Тагил. Это произошло в августе 1834 г., благодаря работе М. Е. Черепанова и Е.А. Черепанова – крепостных механиков знаменитых горнозаводчиков Демидовых. Скорость паровоза составляла всего 13-15 км/ч., помимо груза паровоз мог везти до 40 пассажиров. Около здания музея стоит модель именно такого черапановского "сухопутного парохода".

Прошло всего три года с момента изобретения первого паровоза, как 30 октября 1837 г. была открыта первая российская железнодорожная магистраль "Санкт-Петербург – Царское село". Её протяженность составляла 25 вёрст. Репродукция акварели К. Беггрова на световом коробе, находящася в музее истории ЮУЖД, позволяет наглядно представить первую железную дорогу.

Одним из важных событий в истории российских железных дорог явилось строительство и открытие 1 ноября 1851 г. Петербург-Московской железной дороги. В 1855 г. эта дорога была названа Николаевской, в честь Николая I, при котором было положено начало ее строительству. На тот момент это была самая протяженная железная дорога с двумя путями. На баннере в музее представлена карта Николаевской дороги и портрет П.П. Мельникова, автора проекта магистрали, ставшего впоследствии первым министром путей сообщения.

Музей истории ЮУЖД_картина_6

Строительство Транссибирской магистрали является важнейшей вехой в истории российских железных дорог. Комиссия при Министерстве путей сообщения рассматривала различные проекты объединения европейской части России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. В 1891 г. началось строительство Транссиба. 21 октября 1901 г. было открыто движение на всём протяжении Транссибирской магистрали. Руководил строительством инженер путей сообщения Константин Яковлевич Михайловский.

Музей истории ЮУЖД_историческое фото_5

Сотрудники музея Приволжской железной дороги подарили музею истории ЮУЖД раритетный фотоальбом под названием "Западно-Сибирская железная дорога. Виды постройки". В альбоме собраны уникальные фотографии. Их автор – фотограф конца XIX в. по фамилии Кочешев. Среди снимков – встреча первого поезда в Кургане 4 октября 1893 г., множество фотографий, рассказывающих о строительстве железной дороги от Челябинска до Кургана. Фотографии ценны еще и тем, что на их оборотной стороне есть личные пометки автора. Они касаются, в основном, погодных условий. Например, краткое, но емкое: "Ясно". Все, что не уловил объектив фотокамеры, отметило чуткое перо фотохудожника.

На диораме в музее показано прибытие первого поезда в Челябинск. На всем протяжении дороги строились также вокзалы, депо, больницы, поселки железнодорожников. В 1892 г. до станции Челябинск был проложен железнодорожный путь, и 25 октября, поздно вечером в город прибыл первый поезд.

Музей истории ЮУЖД_фонари_7

Неотъемлемый атрибут железнодорожника – фонарь. В музее можно увидеть целую коллекцию фонарей – свечевых, керосиновых и аккумуляторных. Среди них есть очень редкие экземпляры. Поскольку в старину не было заводского производства фонарей, они изготавливались мастерами-жестянщиками вручную, и некоторые из умельцев создавали подлинные произведения искусства.

Южно-Уральская железная дорога образовалась в 1934 г., после ее выделения из структуры Пермской магистрали. Первым начальником Южно-Уральской железной дороги стал И. А. Князев. В музее воссоздан рабочий стол начальника ЮУЖД того времени. На столе находятся чернильный прибор, настольная лампа, рабочие документы, печатная машинка и главная газета железнодорожников Южно-Уральской дороги – "Призыв"

Музей истории ЮУЖД_бронепоезда_8

Большое внимание в музее уделено участию уральских железнодорожников в Великой Отечественной войне, их трудовым подвигам. В данном разделе представлены документы и награды героев войны и труда, их фотографии и личные вещи. В конце 1941 г. Южно-уральская железная дорога получила важное задание – построить бронепоезда. Железнодорожники ЮУЖД построили восемь бронепоездов и четыре поезда-бани. На одной из диорам музея запечатлён момент передачи бронепоезда Красной армии в феврале 1942 г.

В послевоенные годы на станции Челябинск были увеличено количество приемных путей и сортировочных парков. Был построен Дворец культуры железнодорожников и железнодорожный техникум. Тогда же начали возводить ныне действующий вокзал. Среди рационализаторов и изобретателей ЮУЖД - В. Х. Балашенко, автор знаменитых путевых машин, кандидат технических наук, лауреат Сталинской премии, трижды почетный железнодорожник.

Наивысших показателей в работе ЮУЖД достигла к началу 1970-х гг. В феврале 1971 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ЮУЖД была награждена орденом Октябрьской революции за внедрение передовых методов труда и обеспечение высоких показателей в работе.

Представлены в экспозиции нашего музея и предметы современности. В память о XXII Зимних Олимпийских играх в Сочи почетное место в экспозиции занимает Олимпийский факел. Эстафета Олимпийского огня, проходившая через Челябинск, взяла свое начало на открытой площадке железнодорожной техники.

Музей истории ЮУЖД_дети_9

Сотрудники музея активно работают со всеми категориями посетителей, осваивая новейшие методы музейной педагогики. Начиная с самых маленьких посетителей, старших и подготовительных групп детских садов, происходит знакомство с историей железной дороги. В игровой форме сотрудники музея проводят экскурсии для самых маленьких путешественников.

Музей активно сотрудничает с другими музеями города. В 2014 году к открытию экспозиции в будущем музее города Челябинска, на выставке экспонировались предметы железнодорожной тематики именно из музея итории ЮУЖД. В Челябинской государственной академии культуры и искусств экспонировались предметы для выставки о Первой мировой войне.

Музей истории ЮУЖД_экскурсия_10

Объединяя на одном пространстве историю и современность, прошлое и настоящее, Музей истории Южно-Уральской железной дороги с уверенностью смотрит в будущее.

Двери музея всегда открыты для гостей! Ждем вас по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 61 (в помещении библиотеки ДЦНТИ). Проезд: трамваем № 3, 5, 7, 8, 16, до ост. Стадион Локомотив, троллейбусом 1, 17, 26, автобусом 18, 64 до ост. ул. Евтеева (часы работы: вт.-пт.: 9:00 до 18:00, перерыв с 13:00 до 14:00).

Музей под открытым небом

9 мая 2005 года на станции Челябинск был торжественно открыт музей подвижного состава под открытым небом. Он стал подарком Южно-Уральской магистрали – филиала ОАО "РЖД" жителям областного центра к юбилею Победы.Панорама музея под открытым небом.

На сегодняшний день общее количество подвижного состава – 34 единицы.

Все для фронта, все для Победы!

Один из центральных экспонатов той части экспозиции, которая посвящена Победе, - паровоз ЭУ, выпущенный в 1932 году. Именно эти машины "вытянули" перевозки военных лет: на их долю пришлось едва ли не 70 процентов прифронтовых грузов. "Эушки" отличались "всеядностью" - их топка превращала в пар все, что горело – от высококачественного угля до обычных дров. Паровозы "ЭУ" были сравнительно легкими и могли ходить по дорогам со слабым верхним строением пути – тем, которые накануне подверглись бомбежке и быстро были восстановлены "по временным техническим условиям".

Интересный факт по воспоминаниям ветеранов, в военные годы каждый, кто водил этот паровоз, имел при себе запас деревянных пробок разного размера. Когда после очередного обстрела тендер превращался в решето, в пробоины просто забивали "пробки" и вели состав дальше. Часто паровоз был скорее похож на ежа.

В музее представлены вагон-хлебопекарня, способный выдавать до двух тонн хлеба в сутки, вагон-кухня, который мог обеспечить горячими обедами. По соседству стоит двухосный крытый грузовой вагон, более известный как теплушка. В таких перевозили не только бойцов, но и, при необходимости, лошадей. На небольших платформах в сторону фронта путешествовала боевая техника, а в цистернах перевозили горючее.

В музее можно наглядно проследить, как изменялся тяговый состав российских железных дорог. В экспозиции представлены тепловозы Т 3, 2ТЭ 10 В, ЧМЭ 3 и другие, которые работали на всей сети дорог России в середине прошлого столетия. Наряду с ними работали электровозы ВЛ 10, ВЛ 60 К, ВЛ 80 С. Первый стал родоначальником династии электровозов постоянного тока, он пришел на ЮУЖД в 1961 году.

Посетителей наверняка заинтересует и небольшой тепловоз ТГМ23Б, который активно использовался для перевозки грузов на промышленных предприятиях, а также маневровый ЧМЭ-3, изготовленный в Чехословакии.

Вагон-кухня

Новый век

В музее можно наглядно проследить, как изменялся "тяговый состав" железных дорог России. В экспозиции представлены тепловозы Т 3, 2ТЭ 10 В, ЧМЭ 3 и другие, которые работали на всей сети дорог России в середине прошлого столетия. Наряду с ними трудились электровозы ВЛ 10, ВЛ 60 К, ВЛ 80 С. Тепловоз ТЭ Первый стал родоначальником династии электровозов постоянного тока, он пришел на дорогу в 1961 году. Отметим, что локомотив серии В производства Воткинского завода, который привел в 1892 году в Челябинск первый состав, имел мощность 200 лошадиных сил, мог развивать "гигантскую" скорость до 48 километров в час, перевозя несколько вагонов. Век спустя ВЛ 80 С уже обладал мощностью 8400 лошадиных сил и легко вел большегрузные поезда на скорости 110 километров в час.

Посетителей наверняка заинтересует и крохотный тепловоз ТГМ23Б, который активно использовался для перевозки грузов на промышленных предприятиях, а также маневровый ЧМЭ-3, изготовленный в братской Чехословакии.

Только на ЮУЖД

Салон VIP-вагона В экспозиции представлены сразу несколько уникальных экспонатов. Один из них - вагон-музей, построенный в 1910 году "для перевозки высокопоставленных особ". Именно в таких путешествовали до революции члены императорской фамилии. Отметим, что подобных вагонов в России сохранилось лишь несколько штук, а наш – единственный, который по сию пору находится на ходу. Все помещения – салон, рабочий кабинет, купе для пассажиров первого класса – обставлены оригинальной мебелью и украшены подлинными вещами того времени. Лакированное дерево, посеребренные люстры и ручки, портьеры, ковры, отделка поражают своим великолепием. Часть раритетов была восстановлена, недостающие экспонаты в буквальном смысле этого слова собирали всем миром: жители региона бескорыстно приносили патефоны, лампы, часы, семейные и исторические снимки.

Промышленный
   электровоз Во-ВоНе менее интересен и промышленный электровоз Во-Во, сделанный в 1933 году в Италии. Эти машины мощностью 800 лошадиных сил были закуплены специально для обслуживания Магнитогорского металлургического комбината. В СССР поступили 26 таких машин.

Экспонаты в музей прибыли из разных депо ЮУЖД – Челябинска, Орска, Бузулука, Карталов, Муслюмово, Златоуста, Магнитогорска.

screenRenderTime=2