О дороге

Панорама музея под открытым
   небом.9 мая 2005 года на станции Челябинск был торжественно открыт музей подвижного состава под открытым небом. Он стал подарком Южно-Уральской магистрали – филиала ОАО "РЖД" жителям областного центра к юбилею Победы.

На сегодняшний день общее количество подвижного состава – 34 единицы.

Все для фронта, все для Победы!

Один из центральных экспонатов той части экспозиции, которая посвящена Победе, - паровоз   ЭУ, выпущенный в 1932 году. Именно эти машины "вытянули" перевозки военных лет: на их долю пришлось едва ли не 70 процентов прифронтовых грузов. "Эушки" отличались "всеядностью" - их топка превращала в пар все, что горело – от высококачественного угля до обычных дров. Паровозы "ЭУ" были сравнительно легкими и могли ходить по дорогам со слабым верхним строением пути – тем, которые накануне подверглись бомбежке и быстро были восстановлены "по временным техническим условиям".

Интересный факт по воспоминаниям ветеранов, в военные годы каждый, кто водил этот паровоз, имел при себе запас деревянных пробок разного размера. Когда после очередного обстрела тендер превращался в решето, в пробоины просто забивали "пробки" и вели состав дальше. Часто паровоз был скорее похож на ежа.

В музее представлены вагон-хлебопекарня, способный выдавать до двух тонн хлеба в сутки, вагон-кухня, который мог обеспечить горячими обедами. По соседству стоит двухосный крытый грузовой вагон, более известный как теплушка. В таких перевозили не только бойцов, но и, при необходимости, лошадей. На небольших платформах в сторону фронта путешествовала боевая техника, а в цистернах перевозили горючее.

В музее можно наглядно проследить, как изменялся тяговый состав российских железных дорог. В экспозиции представлены тепловозы Т 3, 2ТЭ 10 В, ЧМЭ 3 и другие, которые работали на всей сети дорог России в середине прошлого столетия. Наряду с ними работали электровозы ВЛ 10, ВЛ 60 К, ВЛ 80 С. Первый стал родоначальником династии электровозов постоянного тока, он пришел на ЮУЖД в 1961 году.

Посетителей наверняка заинтересует и небольшой тепловоз ТГМ23Б, который активно использовался для перевозки грузов на промышленных предприятиях, а также маневровый ЧМЭ-3, изготовленный в Чехословакии.

Вагон-кухня

Новый век

В музее можно наглядно проследить, как изменялся "тяговый состав" железных дорог России. В экспозиции представлены тепловозы Т 3, 2ТЭ 10 В, ЧМЭ 3 и другие, которые работали на всей сети дорог России в середине прошлого столетия. Наряду с ними трудились электровозы ВЛ 10, ВЛ 60 К, ВЛ 80 С. Тепловоз ТЭ Первый стал родоначальником династии электровозов постоянного тока, он пришел на дорогу в 1961 году. Отметим, что локомотив серии В производства Воткинского завода, который привел в 1892 году в Челябинск первый состав, имел мощность 200 лошадиных сил, мог развивать "гигантскую" скорость до 48 километров в час, перевозя несколько вагонов. Век спустя ВЛ 80 С уже обладал мощностью 8400 лошадиных сил и легко вел большегрузные поезда на скорости 110 километров в час.

Посетителей наверняка заинтересует и крохотный тепловоз ТГМ23Б, который активно использовался для перевозки грузов на промышленных предприятиях, а также маневровый ЧМЭ-3, изготовленный в братской Чехословакии.

Только на ЮУЖД

Салон VIP-вагона В экспозиции представлены сразу несколько уникальных экспонатов. Один из них - вагон-музей, построенный в 1910 году "для перевозки высокопоставленных особ". Именно в таких путешествовали до революции члены императорской фамилии. Отметим, что подобных вагонов в России сохранилось лишь несколько штук, а наш – единственный, который по сию пору находится на ходу.  Все помещения – салон, рабочий кабинет, купе для пассажиров первого класса – обставлены оригинальной мебелью и украшены подлинными вещами того времени. Лакированное дерево, посеребренные люстры и ручки, портьеры, ковры, отделка поражают своим великолепием. Часть раритетов была восстановлена, недостающие экспонаты в буквальном смысле этого слова собирали всем миром: жители региона бескорыстно приносили патефоны, лампы, часы, семейные и исторические снимки.

Промышленный
   электровоз Во-ВоНе менее интересен и промышленный электровоз Во-Во, сделанный в 1933 году в Италии. Эти машины мощностью 800 лошадиных сил были закуплены специально для обслуживания Магнитогорского металлургического комбината. В СССР поступили 26 таких машин.

Экспонаты в музей прибыли из разных депо ЮУЖД – Челябинска, Орска, Бузулука, Карталов, Муслюмово, Златоуста, Магнитогорска.

screenRenderTime=1