Новости

29.10.2007|10:45

Обелиску «Европа—Азия» у станции Уржумка Челябинского отделения Южно-Уральской магистрали - филиала ОАО "РЖД" исполняется 115 лет.

Станция Уржумка появилась в 1892 году, когда строили участок от Златоуста до Челябинска Самаро-Златоустовской железной дороги. Чтобы проложить  участок магистрали на одном из перевалов Уральского хребта, талантливому русскому инженеру Николаю Георгиевичу Гарину (который позже стал известен как писатель Гарин-Михайловский) пришлось решать сложную техническую задачу. В результате возник отрезок в 29 километров между станциями Уржумка и Тургояк с четырехкилометровой петлей у станции Хребет. Не случайно этот участок дороги сравнивают со сложной трассой для слалома - настолько его рельеф насыщен спусками и подъёмами.

В "Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге. 1900" говорится: "Уржумка находится в глухой местности. Близ неё - граница двух губерний: Уфимской и Оренбургской. В полуверсте от станции стоит каменная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии. Здесь - высшая точка Уральского хребта". Пограничный столб был сложен в шести километрах от Златоуста из гранитных тесаных "кирпичей", которые использовались тогда в облицовке придорожных сооружений. По утверждениям некоторых историков края, этот пограничный столб сложил в 1892 году сам Гарин-Михайловский, и высшая точка Уральского хребта совпадает с самой высокой точкой Транссибирской магистрали.

Название станции и посёлка происходит от названия речки Уржумка, притока Вятки. Оно пришло на башкирскую землю в XVII - XVIII веках, когда её активно заселяли выходцы с Поволжья. "Ур" в переводе с марийского значит "белка", "ужаш" - "видеть".  Приблизительный перевод - "вижу белку".

Со станции Уржумка, если встать к ней лицом, справа видна вершина Александровской сопки, которую в своё время посетили российские императоры Александр I, Александр II и Николай II. В 1825 году, во время своей последней поездки по стране, здесь проследовал Александр I. На перевале через Уральский хребет он остановился, чтобы полюбоваться одновременно европейской и азиатской частями своей империи. Но сопка названа Александровской в честь его племянника Александра, будущего царя. Он побывал в этих местах через 12 лет по велению своего отца Николая I с целью осмотра будущих владений (тогда цесаревич взобрался на вершину сопки). Третьим из царствующих особ побывал в этих местах Николай II. Летом 1904 года он напутствовал стоявшие в Златоусте Мокшанский и Черноярский полки, которые отправлялись на фронт, на Дальний Восток. Царский поезд стоял всю ночь на станции Уржумка: сюда его перегнали из Златоуста в целях безопасности.

В конце XIX века станция Уржумка была пятого класса. В "Отчёте по эксплуатации Самаро-Златоустовской железной дороги" за 1898 год отмечалось, что площадь пассажирского здания станции равняется 22,88 квадратных саженей, здание деревянное, стоит на каменном фундаменте. Имеются пассажирский зал, телеграф, контора начальника.

В настоящее время станция Уржумка четвёртого класса, имеет грузовой профиль. Основной тип грузов, с которыми работает станция - продукция Златоустовского машиностроительного завода, а также путевой машинной станции (рельсы и шпалы). Прием и выдача грузов производятся повагонными и мелкими отправками.

Со станции Уржумка ежегодно отправляется в путь около шестидесяти тысяч пассажиров. Так, в 2005 году со станции уехали 58,4 тысячи человек, в 2006 году - 59 тысяч, и за девять месяцев этого года - 49,6 тысячи человек. В прошлом году для удобства пассажиров станция была благоустроена. Сейчас на станции Уржумка заканчивается ремонт помещений билетной кассы и зала ожидания.

 

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=2